Основная идея инновационного проекта заключается в создании устойчивой системы сетевого взаимодействия по профориентационной работе между учреждениями образования и другими заинтересованными субъектами на этапе первичного профессионального выбора, стоящего перед обучающимся, и проектирования им дальнейшей профессиональной деятельности.
Для реализации идеи проекта определены основные направления: разработка и внедрение активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов, социально значимой деятельности, способствующих формированию профессиональных интересов и готовности к выбору профессии учащихся, а также создание образовательно-методических комплексов объединений по интересам, включающих образовательные программы базового и повышенного уровней и механизмы их реализации, направленных на эффективную реализацию профориентационной работы с обучающимися.
Модель формирования готовности обучающихся к выбору профессии включает в себя два направления – допрофильную подготовку и профильное обучение, имеющих общее организационно-методическое обеспечение, предметные области, мониторинг образовательной деятельности.
Допрофильная подготовка и профориентационная работа - неотъемлемые компоненты системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения. На данном этапе обучающиеся получают помощь в выборе профиля обучения, развитии широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности, у них формируется способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Основными структурными компонентами допрофильной подготовки при реализации модели выступают: профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика, презентации и выставки опыта и др.); педагогическое сопровождение; занятия в объединениях по интересам базового уровня; включение в проектную деятельность.
Профильное обучение – система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением качественного общего среднего образования обеспечить через дополнительное образование условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учётом их способностей, склонностей и интересов.
Основными компонентами профильного обучения выступают: профориентационная работа (углубленное изучение отдельных направлений профессиональной деятельности, в том числе на уровне учебных программ общего среднего образования, с учащимися, обучающимися в профильных классах, например, в агроклассах, с участниками школьных лесничеств, научных обществ учащихся естественно-научного цикла и т.д.), педагогическое сопровождение, занятия в объединениях по интересам базового и повышенного уровней, включение в проектную деятельность, трудовое воспитание посредством привлечения к труду и др. На практике формирование готовности к выбору профессии у старших школьников осуществляется как взаимодействие обучающихся с учителями учреждений общего среднего образования, педагогами дополнительного образования, специалистами производств и организаций, а также с предметами труда, в ходе которого происходит их профессиональное развитие.