Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, заведующего отделом, заместителя директора по воспитательной работе, методиста
«Анализ занятия в системе дополнительного образования»
Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:
- четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);
- сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
- использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.
На первоначальном этапе занятия педагогу важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.
Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности, продуктивное использование применяемого наглядного материала.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
Рассмотрим подробнее основные характеристики занятия, которые необходимо отразить при его посещении в справке-анализе.
1. Общие сведения о занятии.
Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указывыются место и время проведения занятия.
2. Цель посещения занятия.
К данным целям можно отнести следующие:
- изучение методики проведения определенного занятия;
- изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;
- оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;
- ознакомление с методикой ведения занятия и оказания помощи молодому или неопытному педагогу;
- мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;
- выяснение эффективности форм работы педагога (игра, конкурс, выставка и т.д.);
- выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;
- определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;
- выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
- изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;
- ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;
- проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т.д.);
- выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.
3. Цель занятия.
Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Чёткая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.
Цель занятия должна быть достижимой, чётко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.
4. Тема занятия.
Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.
5. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.
Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.).
6. Соблюдение структуры занятия.
Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.
7. Формы обучения.
Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.
8. Методы обучения.
Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.
При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.
9. Система работы педагога.
Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.
10. Система работы учащихся.
Анализируется активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отмечается наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указывается, наблюдались ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.
11. Удачные элементы занятия.
Называются наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.
Характеризуется психологическая атмосфера занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативная активность учащихся.
Отмечается качество выполнения практических и творческих заданий.
Указывается, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.
12. Замечания.
Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение(бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).
Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства ит. д.
Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.
13. Выводы и предложения.
Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:
- общая оценка занятия — уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);
- достижение цели — усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;
- методическое совершенство занятия — проведено методически правильно или неправильно, аргументация;
- воспитательное значение занятия — осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;
- педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.
В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала выводы отражают только результат анализа данного вопроса.
При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.
В предложениях указывается, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Даются рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.
В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справкой — анализом занятия педагога дополнительного образования, о чем должна свидетельствовать подпись педагога.
В приложении приводится образец формы "Справка — анализ занятия".
Справка-анализ занятия
Дата посещения: «__» ____________________ 20 ___ г.
Название объединения по интересам: ______________________________ _____________________________________________________________________________
Ф.И. О. руководителя объединения по интересам___________________________________
Год обучения: _________________________________________________________________
Количество учащихся: по факту - _______, по списку ________
Место проведения: _____________________________________________________________
Время начала _________ и окончания ________ занятия
Цель посещения занятия: _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цель занятия: _________________________________________________________________
Тема занятия: _________________________________________________________________
Наличие:
- программа объединения по интересам
- журнал планирования и учёта работы
- оборудование и материалы в необходимом количестве
- средства обучения (учебники, видеоуроки)
- наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)
Соблюдение структуры занятия:
- организационная часть
- постановка цели и задач занятия
- актуализация опорных знаний и умений
- изучение нового материала
- выполнение практических и творческих заданий
- рефлексия
- заключительная часть занятия
Форма обучения:
- индивидуальная
- групповая
- парная
- коллективная
Используемые методы обучения:
- метод словесного обучения
- метод наглядного обучения
- метод практического обучения
- метод игры
- (другой) _________________________________________________
Система работы педагога:
- готовность к занятию, владение материалом
- авторитет педагога
- создание мотивации обучения в течение всего занятия
- умение организовать работу учащимся
- рациональность использования времени
- учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся
- умелое использование смены видов деятельности
- педагогическая культура и такт
- воспитывающая направленность занятия
Система работы учащихся:
- заинтересованность
- дисциплинированность и организованность
- активность и работоспособность
- уважительное отношение к педагогу
- умение творчески применять знания и умения
- сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами
- соблюдение правил техники безопасности и охраны труда
- коммуникативная активность учащихся
- Достигнута ли цель занятия?
Да нет частично
- Соответствует ли содержание занятия программе?
Да нет частично
- Соответствуют ли методы и приёмы возрастным особенностям и уровню развития учащихся?
Да нет частично
- Гармонично ли сочетались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия?
Да нет частично
- Способствовало ли занятие развитию интереса к обучению?
Да нет частично
- Удалось ли сформировать требуемые знания и умения?
Да нет частично
- Эффективна ли методика контроля за усвоением материала и формированием практических умений и навыков?
Да нет частично
- Соответствовала ли организация занятия санитарно-гигиеническим требованиям?
Да нет частично
- Удачные элементы занятия: _______________________________________________
- Замечания: _____________________________________________________________
- Выводы и предложения: __________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________ Ф.И.О. посещающего ______________
(подпись посещающего)
_______________________ Ф.И.О. педагога ____________________
(подпись педагога)