Рекомендации по ведению журнала планирования и учета работы объединения по интересам
(в помощь педагогу дополнительного образования)
Бирюк Наталья Евгеньевна, методист
Журнал планирования и учёта работы объединения по интересам – один из основных документов педагога дополнительного образования. Зачастую у педагогов возникают проблемы и вопросы по его заполнению и ведению. Данные рекомендации призваны помочь в правильном заполнении необходимых разделов этого документа |
Журнал планирования и учета работы объединения УДОДиМ является основным документом, отражающим содержание работы с обучающимися. Одновременно это и финансовый документ, на основании которого заполняется табель учёта рабочего времени. Журнал обязан вести каждый педагог дополнительного образования. Один журнал заводится на каждую группу (категорически запрещается записывать несколько групп!!!)
Записи в журнале должны вестись педагогом регулярно. Каждый месяц штатный педагог должен сдавать журнал на проверку заместителю директора по УВР или заведующему отделом (до 5 числа – штатные работники, до 10 – совместители).
Журнал утверждается директором учреждения.
Согласно номенклатуре дел срок его хранения – 3 года. В течение этого времени он может подвергаться проверке финансовых контролирующих органов.
Общие требования к ведению журнала
- Записи в журнале ведутся аккуратно (без исправлений корректором, заклеиваний, зачёркиваний), чернилами только одного цвета – синего (заполнение журнала (всех разделов) только рукописное!!!).
- В зависимости от того, на каком языке ведется обучение, журнал может вестись на русском или белорусском языках.
- Страницы журнала нумеруются, начиная с первой страницы, подписываются с четвёртой (номер проставляется на каждой странице в верхнем углу).
- Не допускается вырывание страниц!
- В журнале не делается никаких пометок, в том числе карандашом.
- Внешний вид журнала должен быть эстетичным.
Порядок заполнения журнала
- На обложке журнала записывается название объединения, учреждения образования (без сокращений!); указывается учебный год (например, 2016/2017 учебный год). В верхнем левом углу размещается номенклатурный номер.
<sub>03-15</sub> <sub>номенклатурный номер</sub> МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ ЖУРНАЛ планавання i улiку работы аб'яднання па iнтарэсах «Человек и цветы» Государственного учреждения образования «Лидский районный экологический центр детей и молодёжи» <sub>(назва установы адукацы</sub><sub>i</sub><sub>)</sub> на 2016 / 2017 навучальны год |
- Первая страница журнала заполняется в соответствии с имеющимися графами (название учреждения, объединение, учебный год). Фамилия, имя, отчество педагога и фамилия, имя старосты группы указываются полностью.
МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ Государственное учреждение образования «Лидский районный экологический центр детей и молодёжи» <sub>(назва установы адукацы</sub><sub>i</sub><sub>)</sub> ЖУРНАЛ планавання i улiку работы аб'яднання па iнтарэсах "Человек и цветы" <sub>(назва аб'яднання)</sub> на 2016 / 201? навучальны год Кiраўнiк Иванова Ирина Ивановна Стараста Петрова Ольга |
- На второй странице журнала содержатся правила пользования журналом.
- Третья страница – содержание журнала – заполняется соответственно. Напротив каждого указанного раздела в содержании ставятся соответствующие номера страниц.
3мест |
|
План работы аб'яднання на год Каляндарны план работы аб'яднання на месяц Звесткі аб членах аб'яднання Улік наведвання заняткаў Заняткі па мерах бяспекі Заўвагі адмнстрацыі па вядзенню журнала |
стар. ______4____ стар.______8____ стар._____20____ стар. _____24____ стар. _____46____ стар. _____52____ |
- С четвёртой страницы начинается план работы объединения на учебный год. План состоит из разделов. Каждый раздел журнала должен заполняться педагогом дополнительного образования соответствующими сведениями из программы объединения по интересам.
Раздел I. Цели и задачи
Пример заполнения страницы журнала «План работы гуртка (аб’яднання) на 2016/2017 навучальны год»
ЗАЦВЯРДЖАЮ
Дырэктар_____________ Ж.Н. Теханович
План работы гуртка (аб’яднання) на 20__/20___ навучальны год
Мэты і задачы:
Целью: развитие у учащихся творческих способностей ………
Основными задачами работы кружка являются:
1. ...
2....
3....
С учетом направления деятельности объединения, возрастных особенностей детей, обозначаются приоритеты деятельности, определяются цели и задачи объединения. Указывается форма подведения итогов года (выставка, отчет и т.д.). При планировании следует выделить предметно-практические задачи (какие знания, умения, навыки хотим сформировать), воспитательные (какие качества личности хотим развивать), методические (что и как хотим обеспечить, разработать) и др.
Раздел II. Организационная работа.
В этом разделе излагаются организационные условия эффективности образовательного процесса: мероприятия по комплектованию объединения, планированию его деятельности, подготовке кабинета и оборудования к новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по направлениям деятельности данного объединения, проведение организационных собраний с учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.
Пример заполнения страницы «Арганізацыйная работа».
II. Арганізацыйная работа
1. Подготовка наглядных пособий и дидактических материалов
2. Планирование работы объединения по интеерсам на учебный год 3. Проведение организационного собрания
4. ………
Раздел III. Учебно-тематический план
В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и количество часов, отведенных на их изучение, с разбивкой на теоретические и практические занятия. В учебно-тематический план включаются часы, предназначенные на вводные и итоговые занятия.
Пример заполнения страницы «Вучэбна-тэматычны план»
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
всего |
теоретических |
практических |
||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2. |
История комнатного цветоводства |
8 |
2 |
6 |
3. |
Основы биологии и эколгии комнатных растений |
10 |
4 |
6 |
4. |
…. |
… |
… |
… |
Итого: |
144 |
72 |
72 |
Раздел IV. Воспитательная работа.
В данном разделе раскрывается содержание воспитательной деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в объединении по интересам. Это традиционные дела объединения по интересам; мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах с указанием даты проведения.
Здесь необходимо также предусмотреть участие в мероприятиях, которые организуются в учреждении.
Направления воспитательной работы: воспитание патриотизма и гражданственности, формирование политической культуры и активной жизненной позиции; пропаганда и популяризация белорусской культуры и белорусского народного творчества; культура здоровья детей и молодежи, безопасная жизнедеятельность; профориентация и профессиональное самоопределение; дополнительное образование детей через развитие познавательной деятельности; экологическое воспитание; нравственно-правовая культура, профилактика детской и подростковой преступности; формирование духовно–нравственной позиции, благотворительность и милосердие; эстетическое развитие личности; гендерная культура (представление о ценности взаимоотношений между полами); участие в массовых мероприятиях.
Пример заполнения страницы «Выхаваўчая работа»
1.День открытых дверей, презентация кружков в рамках недели УДОДиМ (сентябрь) 2. Информационный час «Мы за здоровый образ жизни» (октябрь) 3.... |
Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью, родителями.
Данный раздел предусматривает взаимодействие с учебными заведениями (школа, классный руководитель, учителя-предметники и др.) с целью составления социально-психолого-педагогической характеристики объединения по интересам; взаимодействие с родителями (проведение собраний, совместных мероприятий, открытых занятий); взаимодействие с профильными кружками школ, УДОДиМ, взаимодействие с учреждениями культуры, с научными, профильными учреждениями, предприятиями, общественными организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием сроков проведения мероприятий.
Раздел VI. Методическая работа.
В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, в работе методических объединений педагогов дополнительного образования), содержание методической работы (разработка программных и методических материалов, организация и проведение открытых занятий объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).
Примерный образец: изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дополнительного образования; изучение новинок методической литературы по направлению деятельности; разработка (доработка) программы, разработка учебно-методического комплекса; подготовка технологической карты открытого занятия и его проведение; подготовка технологической карты мастер-класса и его проведение; разработка сценариев для проведения воспитательных мероприятий, формирование папки-накопителя сценариев воспитательных мероприятий и их проведение; работа по обобщению опыта; подготовка методических материалов к изданию (с указанием сроков!)
Календарный план
Календарный план работы объединения составляется на основе учебно-тематического плана и разделяется по месяцам (каждый месяц на отдельной странице) либо записывается без разделения на страницам (подряд).
Календарный план работы представляет собой подробный перечень тем программы, содержания работы по каждой теме с указанием необходимого количества часов и конкретных дат проведения занятий по теме.
В праздничные и выходные дни, официально считающиеся нерабочими, проведение занятий не планируется (1 января, 7 января, 8 марта, Радоница, 1 и 9 мая, 3 июля, 7 ноября, 25 декабря).
Если программа кружка предусматривает несколько лет обучения, и руководитель объединения, реализуя эту программу, комплектует группы первого, второго и последующих годов обучения, то календарный план работы необходимо разрабатывать для каждого года обучения.
Примерный календарный план работы кружка (объединения) на ___________ квартал (месяц) заполняется в таблице:
№ п/п |
Тема, раздел программы |
Содержание работы |
Количество часов |
Дата проведения |
1. |
Основы биологии и экологии комнатных растений |
1.1.Эколого-биологические особенности растений пустынь и полупустынь 1.2….. |
10 6 |
4.11, 11.11, 14.11,18.11 21.11, 25.12, 28.11 |
2. |
Основы фитодизана |
2.1.Группы растений в интерьере. Методика размещения растений в интерьере. 2.2….. |
4 6 |
02.12, 05.12 |
Сведения о членах объединения по интересам
Сведения о членах объединения содержат все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об учащихся обновляются: дописываются вновь прибывшие, напротив выбывших записывается дата и причина выбытия. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся, напротив фамилии учащихся делается запись «выбыл». Раздел журнала «Сведения о членах кружка» заполняется по состоянию на день зачисления учащихся приказом директора (вносятся все требуемые сведения).
№ п/п |
Прозвiшча i iмя |
Дата ўступлення ў аб'яднанне |
Год нарадж. |
Назва навучальнай установы |
Клас, група |
Дамашнi адрас i тэлефон |
Звесткi аб бацьках |
Дата i прычына выбыцця з аб'яднання |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Асадов Иван |
07.09.2013 |
2004 |
СШ №1 г.Лиды |
4 А |
ул. Косарева, д.5, кв.7, 56-46-15 |
Ольга Ивановна, Петр Сергеевич, конт. тел., место работы |
Выбыл 20.12.2013 (смена места жит-ва) |
Учет посещения занятий
В данном разделе педагог делает систематические записи о факте проведения занятий (заполняется на каждом занятии). Отсутствующих на занятиях учащихся отмечает буквой «н». Фамилия и имя учащихся записываются в алфавитном порядке полностью.
№ п/п |
Месяц, дата Прозвiшча i iмя |
09 |
09 |
09 |
||||||
04 |
06 |
11 |
||||||||
1 |
Авилкин Максим |
|||||||||
2 |
Гавриловец Вика |
н |
||||||||
3 |
Давыденко Тимофей |
н |
||||||||
На правой странице разворота фиксируется содержание занятий, дата и количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и календарным планом, с учетом практических и теоретических занятий и ставится подпись. Нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий. В графе «Працягласць заняткаў» педагог указывает количество часов, отработанных на данном занятии, в соответствии с расписанием (например, 2 часа). Исправлений в датах занятий и часах не допускается.
Дату проведения занятия и тему занятия необходимо записать в начале занятия (не допускается пропуск пустых строк), а количество отработанных часов и подпись педагог заполняет только после занятия (не допускается пропуск пустых строк).
Дата |
Змест заняткаў, назва тэмы, пералік пытанняў і выкананых практычных работ |
Працягласць заняткаў (колькасць гадзін) |
Подпіс кiраунiка аб'яднання |
1.10 |
История комнатного цветоводства |
3 |
(подпіс) |
Занятия в группах второго и последующих годов обучения начинаются с 1-го сентября согласно расписанию.
Журнал первого года обучения также ведется с 1-го сентября, где в разделе «Содержание занятий» указывается комплектование группы. На период комплектования отводится первых двя занятия (4 часа).
В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога пропущенные даты занятий на левой стороне не указываются. На правой стороне заместитель директора по УВР или заведующий отделом делает соответствующую запись, например, с 15 по 30 октября больничный лист (серия, номер); с 20 марта по 10 апреля – командировка, приказ №45 от 05.03.2014. В случае переноса занятия по заявлению руководителя кружка и согласно приказу о переносе занятия, дата проведения занятия проставляется по факту проведения занятия.
Дата |
Змест заняткаў, назва тэмы, пералік пытанняў і выкананых практычных работ |
Працягласць заняткаў (колькасць гадзін) |
Подпіс кiраунiка аб'яднання |
01.03 |
История комнатного цветоводства |
3 |
(подпіс) |
Командировка с 20 марта по 23 марта 2017 г. Приказ № 45 от 16.03.2017 г. (подпись зам. директора по УВР, расшифровка подписи) |
Занятия по правилам безопасности
В разделе журнала «Занятия по технике безопасности» ведется учёт работы педагога по обучению правилам безопасного поведения, направленной на предотвращение несчастных случаев и профилактику детского травматизма. Эта работа должна проводиться не реже одного раза в месяц (количество занятий зависит от специфики и требований образовательной программы). Роспись учащихся не требуется.
В разделе заполняется список учащихся, отмечаются даты проведения инструктажа, записывается содержание и продолжительность занятия, ставится роспись педагога. Тематика мероприятий по основам безопасной жизнедеятельности определяется инструкциями, находящимися в кабинетах, а также правилами поведения в учреждении; правилами внутреннего распорядка; правилами безопасного поведения на дорогах; правилами пожарной безопасности.
В заключительном разделе журнала «Замечания администрации по ведению журнала» могут быть отмечены следующие аспекты:
- своевременность и правильность внесения записей в журнал;
- выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);
- разнообразие форм проведения занятий;
- подготовка и проведение итоговых занятий;
- посещаемость занятий;
- замечания по ведению журнала педагогом.
Журнал планирования и учёта работы должен быть у педагога дополнительного образования на каждом занятии. Журналы кружков должны храниться в методическом кабинете или в учительской (если кружок организован на базе школы) в специально отведённом для этого месте.
После окончания учебного года журнал сдается администрации для обеспечения его хранения.