Методические рекомендации по проведению мероприятий энергосберегающей направленности в учреждениях образования
Запасник Алеся Тадеушевна, методист Лидского РЭЦДиМ
Энергосбережение – это одна из самых актуальных тем для человека любого возраста, живущего на нашей планете и пользующегося благами цивилизации. С проблемами экономии и бережливости каждый из нас сталкивается в современной жизни.
В учреждениях образования важно:
- создать у учащихся целостное представление об энергосбережении, рациональном расходовании энергетических ресурсов всех видов и форм;
- показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;
- раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии, показать ее связь с состоянием и развитием мирового сообщества;
- убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;
- содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни;
- применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов;
- сделать акцент на понимание принципов энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов.
Организовывать работу по энергосбережению следует исходя из следующих принципов:
• Принцип добровольности и активности. Каждый участник образовательного процесса, будь то ученик или учитель, имеет право принимать участие в акциях, привлекать к работе своих родных и близких.
• Принцип гласности. Каждый участник образовательного процесса имеет право получать информацию о месте и роли своих действий в общем деле.
• Принцип прочности усвоения знаний. Знания, приобретаемые учащимися в ходе воспитательных мероприятий, учебных занятий по энергосбережению, должны способствовать формированию принципиально нового мировоззрения.
• Принцип связи теории с практикой. Работа энергосберегающей направленности не противоречит учебному процессу, а обогащает его, делает знания школьников более прочными, практико-ориентированными.
• Принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Работа с разными категориями учащихся строится на знаниях их возрастных особенностей в разные периоды становления личности: каждый ребёнок может выбрать ту форму участия в общем деле, которая приемлема для него.
Формы работы энергосберегающей направленности с учащимися:
- Организация энергосберегающего патруля в школе (регистрация утечек воды, тепла, невыключенного освещения в светлое время суток).
- Выпуск наглядной агитации по вопросам энерго- и ресурсосбережения.
- Проведение классных часов и информационных часов по вопросам энергосбережения.
- Конкурс рисунков по вопросам энергосбережения.
- Организация воспитательных мероприятий по вопросам экономии и бережливости.
- Организация работы с учащимися по разъяснению политики государства в области экономии, направленной на повышение благосостояния белорусского народа на информационных часах, классных часах, родительских собраниях.
- Организации социально значимых акций, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры быта учащихся.
- Проведение родительских собраний «Учимся и учим экономить – воспитываем рачительных хозяев».
- Представление актуальной информации по энергосбережению на сайт школы.
- Проведение экскурсий на предприятия, изучение источников электро- и теплоснабжения своего микрорайона.
- Реализация разнообразных форм и методов обучения младших школьников: чтение экологических сказок, конкурс рисунков на тему энергосбережения, обучение простым приёмам энергосбережения в быту.
- Организация ЭкоШоу на тему энергоэффективности с учащимися старшего школьного возраста.
- Проведение деловых игр для старшеклассников с участием представителей власти, общественных организаций.
- Проведение конкурса детских творческих работ из бросового и природного материала.
- Организация выставок «Вторая жизнь вещей», «Мусорный монстр» и т.д.
- Организация исследовательских работ учащихся по энергосбережению.