Методические рекомендации «Поэтапная разработка и реализация творческого проекта»
Современные дети ждут от педагога знаний для жизни. Поэтому процесс обучения должен представлять собой решение чётко поставленных и понятных ребёнку учебных задач, решение которых предполагает выявление имеющихся знаний, их актуализацию, а затем получение недостающих знаний, обобщение и структурирование. При этом важно учить детей не просто запоминать, и воспроизводит знания, а применять их на практике. В основе организации образовательного процесса должно быть обучение через желание ребёнка, стимулирование его природной любознательности, мотивирование интереса к самостоятельному приобретению новых знаний, к творческой деятельности.
В данных условиях на помощь педагогу приходит метод проектов, позволяющий по-новому организовать процесс обучения, и взаимоотношения между педагогом и учащимся.
Творческий проект зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на идеях «прагматической педагогики» философа Джона Дьюи:
- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
- ребенок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
Проект –пер.с латинского «брошенный вперед». Суть метода проектов – это стимулирование интереса к проведению исследования.
В основе метода проектов лежат:
- умения ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельное конструирование знания.
По количеству участников можно выделить проекты: личностные, парные, групповые. По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными на нескольких занятиях (3-6), средней продолжительности (один-два месяца, долгосрочными (до года). В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов предполагает чёткую этапность работы:
Этап 1 – погружение в проект;
Этап 2 - организация деятельности;
Этап 3 – осуществление деятельности;
Этап 4 – презентация результатов.
Степень активности, самостоятельности учащихся и педагогов различна на разных этапах. Особенна, важна роль педагога на этапе погружения в проект. Также роль педагога значительно возрастает и на этапе презентации, обобщения результатов проектной деятельности: он анализирует, резюмирует, даёт оценку. Степень активности и самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Методическое представление проекта состоит из нескольких частей:
- Введение.
- Методический паспорт проекта.
- Работа над проектом.
- Общие выводы. Заключение.
I. Введение.
В данной части указываются следующие сведения:
- где и кем был разработан и осуществлен проект;
- обоснование выбора метода проектов: для решения каких задач в объединении по интересам был разработан и осуществлен проект;
- в рамках какой области знаний, темы образовательной программы разработан проект;
- в чем заключается сущность проекта, какова его идея;
- что представляет собой результат проектирования;
- какова роль педагога в проектной деятельности;
- кто оказывает помощь в реализации проекта.
II. Методический паспорт проекта.
Адресация:
- Тема или темы учебно-тематического планирования программы объединений по интересам.
- Цель и задачи (для объединения по интересам, группы, учащегося).
- Возраст учащихся, год обучения.
- Время работы над проектом.
- Режим работы.
Обеспечение:
- Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.
- Дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы.
- Знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы.
- Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте.
- Мотивация к работе.
Предполагаемые приращения:
- Новое содержание по каждой теме.
- Новы практические приёмы.
- Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых направлен результат проекта.
- Развитие навыков:
- самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями;
- самостоятельного принятия решения;
- коммуникативности в информационной работе, ролевом взаимодействии;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе;
- Воспитание толерантности.
- Расширение кругозора.
III. Работа над проектом.
1. Идея проекта.
2. Форма организации работы над проектом (творческая мастерская, тематические занятия объединения по интересам и др.).
3. Этапы работы над проектом. Могут быть представлены в виде таблицы или описания:
Этапы работы |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Подготовка |
|||
Планирование |
|||
Творческая деятельность |
|||
Результаты и выводы |
|||
Представление результатов |
|||
Оценка результатов и процесса в целом |
Возможно представление этапов в виде структуры учебного проекта:
Первый этап: стартовый |
Второй этап: практическая реализация |
Третий этап: итоговый (презентация результатов работы над проектом, коллективное обсуждение и самооценка) |
4.Презентация результатов работы над проектом:
- где и в какой форме состоялась презентация проекта, представление творческих работ учащихся?
- какие выводы сделали участники проекта по итогам проектной деятельности?
Продукт проекта может быть представлен в разных формах: выставочная экспозиция, портфолио творческих работ участников, виртуальная выставка и др.
При создании методического паспорта конкретного проекта могут указываться не все представленные позиции. Если проект сложный и осуществляется в несколько этапов, необходимо показать его структуру и связи между частями, описать каждую часть в отдельности. Если проект специфичный и его особенности не отражаются в предложенной модели описания, следует добавить иные позиции, отражающие его сущность.
IV.Общие выводы. Заключение.
В данной части приводятся ответы на следующие вопросы:
- каковы возможности проекта для обучения, развития, воспитания учащихся?
- что необходимо знать о данном проекте для его использования?
- что особенно ценно в осуществлении проекта?