Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Поэтапная разработка и реализация творческого проекта»

Дата: 4 января 2017 в 13:00

Методические рекомендации «Поэтапная разработка и реализация творческого проекта»

Современные дети ждут от педагога знаний для жизни. Поэтому процесс обучения должен представлять собой решение чётко поставленных и понятных ребёнку учебных задач, решение которых предполагает выявление имеющихся знаний, их актуализацию, а затем получение недостающих знаний, обобщение и структурирование. При этом важно учить детей не просто запоминать, и воспроизводит знания, а применять их на практике. В основе  организации образовательного процесса должно быть обучение через желание ребёнка, стимулирование его природной любознательности, мотивирование интереса к самостоятельному приобретению новых знаний, к творческой деятельности.

В данных условиях на помощь педагогу приходит метод проектов, позволяющий по-новому организовать процесс обучения, и взаимоотношения между педагогом и учащимся.

Творческий проект зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на идеях «прагматической педагогики» философа Джона Дьюи:

- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

- ребенок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Проект –  это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

Проект –пер.с латинского «брошенный вперед». Суть метода проектов – это стимулирование интереса к проведению исследования.

В основе метода проектов лежат:

  • умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельное конструирование знания.

По количеству участников можно выделить проекты: личностные, парные, групповые. По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными на нескольких занятиях (3-6), средней продолжительности (один-два  месяца, долгосрочными (до года). В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов предполагает чёткую этапность работы:

Этап 1 – погружение в проект;

Этап 2 -  организация деятельности;

Этап 3 – осуществление деятельности;

Этап 4 – презентация результатов.

Степень активности, самостоятельности учащихся и педагогов различна на разных этапах. Особенна, важна роль педагога на этапе погружения в проект. Также роль педагога значительно возрастает и на этапе презентации, обобщения результатов проектной деятельности: он анализирует, резюмирует, даёт оценку. Степень активности и самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

      Методическое представление проекта состоит из нескольких частей:

  1. Введение.
  2. Методический паспорт проекта.
  3. Работа над проектом.
  4. Общие выводы. Заключение.

I. Введение.

В данной части указываются следующие сведения:

  • где и кем был разработан и осуществлен проект;
  • обоснование выбора метода проектов: для решения каких задач в объединении по интересам был разработан и осуществлен проект;
  • в рамках какой области знаний, темы образовательной программы разработан проект;
  • в чем заключается сущность проекта, какова его идея;
  • что представляет собой результат проектирования;
  • какова роль педагога в проектной деятельности;
  • кто оказывает помощь в реализации проекта.

II. Методический паспорт проекта.

Адресация:

  1. Тема или темы учебно-тематического планирования программы объединений по интересам.
  2. Цель и задачи (для объединения по интересам, группы, учащегося).
  3. Возраст учащихся, год обучения.
  4. Время работы над проектом.
  5. Режим работы.

Обеспечение:

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.
  2. Дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы.
  3. Знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы.
  4. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте.
  5. Мотивация к работе.

Предполагаемые приращения:

  1. Новое содержание по каждой теме.
  2. Новы практические приёмы.
  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых направлен результат проекта.
  4. Развитие навыков:
  • самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в информационной работе, ролевом взаимодействии;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе;
  1. Воспитание толерантности.
  2. Расширение кругозора.

III. Работа над проектом.

1. Идея проекта.

2. Форма организации работы над проектом (творческая мастерская, тематические занятия объединения по интересам и др.).

3. Этапы работы над проектом. Могут быть представлены в виде таблицы или описания:

Этапы работы

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовка

Планирование

Творческая деятельность

Результаты и выводы

Представление результатов

Оценка результатов и процесса в целом

Возможно представление этапов в виде структуры учебного проекта:

Первый этап: стартовый

Второй этап: практическая реализация

Третий этап: итоговый (презентация результатов работы над проектом, коллективное обсуждение и самооценка)

4.Презентация результатов работы над проектом:

  • где и в какой форме состоялась презентация проекта, представление творческих работ учащихся?
  • какие выводы сделали участники проекта по итогам проектной деятельности?

Продукт проекта может быть представлен в разных формах: выставочная экспозиция, портфолио творческих работ участников, виртуальная выставка и др.

При создании методического паспорта конкретного проекта могут указываться не все представленные позиции. Если проект сложный и осуществляется в несколько этапов, необходимо показать его структуру и связи между частями, описать каждую часть в отдельности. Если проект специфичный и его особенности не отражаются в предложенной модели описания, следует добавить иные позиции, отражающие его сущность.

IV.Общие выводы. Заключение.

В данной части приводятся ответы на следующие вопросы:

  • каковы возможности проекта для обучения, развития, воспитания учащихся?
  • что необходимо знать о данном проекте для его использования?
  • что особенно ценно в осуществлении проекта?
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.