Актуальность проекта
Осознанность выбора профиля обучения, т.е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовленны к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение учащихся – сложный и длительный процесс поиска своего места в мире профессий, в ходе которого осуществляется информирование о мире профессий, формирование представлений об интересующей профессии, выбор профиля дальнейшего обучения и учебного заведения после окончания учреждения образования, сопоставление обучающимися своих физических и интеллектуальных способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности и возможными путями получения образования.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ходе допрофильной подготовки (проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе ими дальнейшей сферы деятельности, разработка и реализация программ объединений по интересам в соответствии со склонностями и интересами, выявление ииндивидуальное консультирование учащихся с несформированными профессиональными интересами) способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.
Поскольку, обучаясь в учреждении общего среднего образования, подростки не всегда включены во всесторонний охват допрофильной подготовкой и профильным обучением по социально значимым для страны направлениям (в том числе по эколого-биологическому профилю), а работа по профориентации порой проводится эпизодически, то в результате они вынуждены продолжать обучение и получать профессию в случайном порядке.
Современная система дополнительного образования детей и молодежи – уникальная образовательная сфера, дополняющая систему общего среднего образования, имеющая самостоятельное социальное назначение для допрофильной подготовки и профильного обучения в различных формах организации дополнительного образования детей и молодежи. Взаимодействие учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи весьма актуально и является отражением потребности педагогической практики. Благодаря интеграции общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи возможно функционирование особой образовательной среды, реализация образовательных программ посредством использования инновационных методов и форм образовательной деятельности, что в совокупности создает необходимые условия для профилизации обучения.
На первоначальном этапе ребёнок нередко сменяет объединение по интересам – идёт процесс знакомства с различными видами деятельности, условно – предпрофессиональных проб, поиск и развитие личных увлечений. И это является одним из важнейших элементов формирования индивидуального образовательного маршрута. Детские объединения развивают у детей способности к самопознанию и самоопределению. Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности основных заказчиков – детей и их законных представителей.
Ожидаемые результаты внедрения инноваций
повышение конкурентной способности и имиджа учреждения дополнительного образования детей и молодёжи «Лидский районный центр экологии, туризма и краеведения» в регионе;
разработка, апробация и внедрение продуктивных технологий, методов и средств допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в условиях дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля;
развитие сотрудничества с социальными партнерами, выявление эффективных педагогических практик формирования профессиональных компетенций как ресурса социальной успешности учащихся;
создание банка инновационных идей по теме реализуемого проекта, банка информационных, диагностических дидактических и методических материалов по формированию профессиональных компетенций учащихся;
осознанный выбор учащимися будущей профессии в соответствии со своими склонностями и интересами, рынком труда и рынком образовательных услуг.