Цель проекта: содействие реализации права людей с ограниченными возможностями на получение экологического образования, на разностороннее развитие личности и активное участие в общественной жизни.
Задачи:
создание условий для успешной социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями в быту, социуме, окружающей среде;
развитие предпосылок к дальнейшей реализации социально значимых инициатив, в том числе экологических;
формирование экологического мышления и мировоззрения, навыков здорового образа жизни;
развитие творческого потенциала участников.
Сроки реализации проекта: февраль – декабрь 2020 года.
Место реализации проекта: государственное учреждение образования «Лидский районный экологический центр детей и молодёжи» (г. Лида, ул. Гастелло, 40 А).
Целевые группы
Проект направлен на людей с ограниченными возможностями и с особенностями психофизического развития.
Целевая группа № 1: посетители отделения дневного пребывания инвалидов г. Берёзовкиа Государственного учреждения «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения»;
целевая группа № 2: воспитанниками государственного учреждения «Лидский дом-интернат для психоневрологических больных» (д. Минойты).
Объект проектной деятельности: процесс формирования сознания человека с ограниченными возможностями как общественного индивида.
Проблема, на которую направлен проект
Обучение и социальная адаптация людей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Человек, отстранённый от возможности получать дополнительные знания, новые ощущения, навыки общения не только с себе подобными, но и с природными объектами, постепенно утрачивает навыки положительного отношения к окружающему миру и шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Таким образом, общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность или особенности психофизического развития, для того, чтобы они могли жить независимой, полноценной жизнью.
Сегодня жизненно необходима экологизация всех направлений общественной жизни людей с особенностями психофизического развития. Он, прежде всего, должен быть экологизирован во всех сферах своей собственной деятельности: в быту, в воспитании и обучении, в социуме, в окружающей среде. Именно поэтому необходимо создание условий, способствующих повышению социальной активности, направленной на установление связей и контактов с природой и друг с другом, усвоение экологических, этических ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, что приведет к росту социальной значимости, стремлению к достижениям и самореализации, более продуктивной жизнедеятельности, развитию, а значит, и социальному благополучию.
Главная особенность проекта: использование природного окружения и живых объектов в достижении целей и результатов. Проект включает в себя автономные модули, каждый из которых имеет свою цель, частное достижение которой поможет достигнуть общей цели проекта. Реализация всех модулей происходит в тесном взаимодействии участников и организаторов проекта.
Основные направления проекта
- Формирование основ экологической культуры через организацию взаимодействия участников проекта с окружающей средой: обучение нормам поведения в обществе, природе, опираясь на развитие мотивации быть полезным, нужным, значимым;
- развитие творческих способностей и формирование эстетического вкуса средствами природы через организацию работы с природным материалом, общение с живыми объектами окружающей среды;
- содействие приобретению профессиональных навыков при обучении простейшим агротехническим приёмам возделывания овощных и цветочно-декоративных культур, изготовлении предметов ручного труда;
- мотивация социальной активности, формирование ответственного отношения к природе в целом и человеку в частности;
- развитие пытливости ума и формирование на их основе устойчивого познавательного интереса через опытную и исследовательскую деятельность.
Механизм реализации проекта
Проект реализуется в два этапа:
февраль – декабрь 2020 года – основной (практический) этап: включает реализацию действий и мероприятий, направленных на достижение цели и задач;
декабрь 2020 года – заключительный этап: включает подведение итогов, проведение заключительного мероприятия, распространение положительного опыта работы по проекту.
Мероприятия проекта проводятся 1 раз в месяц для участников каждой целевой группы.
Эффективность проекта. Ожидаемый результат
В результате реализации проекта участники
узнают:
- об основных экологических понятиях;
- о правилах ухода за культурными растениями;
- о правилах безопасности поведения;
- о правилах поведения в природе и городе;
научатся:
- пользоваться инструментами ручного труда;
- самореализовываться в быту, социуме, окружающей среде;
- общаться не только с себе подобными, но и с природными объектами;
- применять полученные знания и умения в жизни;
- ценить эстетическую ценность природы;
- приобретут следующие качества личности:
- социальную активность;
- способность к самоорганизации;
- желание участвовать в преобразовании своей жизни посредством социально значимой деятельности;
- готовность прийти на помощь товарищу в процессе совместной деятельности.