Структура и содержание модели формирования эколого-экономических компетенций учащихся в учреждении дополнительного образования посредством организации учебных бизнес-компаний
Теоретические основы модели
Теоретической основой для разработки модели стали результаты аналитико-поисковой деятельности по вопросам подготовки в системе профессионального образования граждан страны к предпринимательской деятельности Ляпиной В.И., материалы Центра развития молодежного предпринимательства экономического факультета Белорусского государственного университета под руководством Л.И.Шумской (исследования, направленные на раскрытие роли молодёжи в инновационном развитии белорусского общества; научно-методическое обеспечение деятельности учебной бизнес-компании как структуры молодежного предпринимательства в Республике Беларусь), а также идеи:
компетентностного подхода (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Г.П.Скамницкая, А.В.Хуторской) - акцентируется внимание на результате образования, который рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как умение действовать в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
деятельностного подхода (С.Ф.Анисимов, В.С.Библер, П.С.Гуревич, С.И.Гессен, В.А.Сластенин и др.) - образование направлено на освоение обучающимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности, знаний, развитие способностей познания и преобразования мира, самопознания и саморазвития;
системного подхода (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, В.В.Краевский, Г.К.Селевко, П.Г.Щедровицкий и др.) - процесс формирования компетентности рассматривается с позиции целостной системы составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений, находящихся в постоянном развитии.
Также за основу взят опыт реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнёрства» государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Хоневичский детский сад-средняя школа» Гродненской области Свислочского района.
Структура и содержание модели формирования эколого-экономических компетенций учащихся посредством организации учебных бизнес-компаний
Модель формирования эколого-экономических компетенций учащихся посредством организации учебных бизнес-компаний в условиях дополнительного образования детей и молодёжи включает в себя 3 блока: целевой, содержательный и рефлексивный.
В рамках целевого блока осуществляются мероприятия, направленные на обогащение опыта осмысленной эколого-экономической деятельности, направленной на повышение качества жизни, воспитание ответственности за качество жизни настоящего и будущих поколений, ответственного отношения к выбору принимаемых решений.
Содержание целевого блока включает: разработку содержания научно-методического и педагогического сопровождения деятельности по формирования эколого-экономических компетенций учащихся; определение факторов и условий, влияющих на эффективность данного процесса; подбор и описание критериев и показателей эколого-экономических компетенций учащихся; апробация диагностических материалов (анкеты, опросники, тесты, схемы наблюдений, шкалы оценки и самооценки и т.д.).
Содержательный блок характеризуется рядом компонентов (организационный, научно-методический, когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический и результативно-оценочный), реализация которых предполагает наличие определённых социально-педагогических условий:
подбирается персонал (педагоги, учащиеся), осуществляется взаимосвязь с родителями (законными представителями) учащихся,
разрабатывается нормативно-методическая база как основа для разработки и внедрения в дальнейшем собственного методического продукта,
осуществляется отбор наиболее эффективных и оптимальных форм и методов для формирования у учащихся системы прочных базовых социально-экологических, экономических знаний, направленных на развитие ценностных представлений, убеждений, социально значимых личностных качеств;
происходит мотивация на развитие активного положительного отношения к эколого-экономической деятельности и потребности в ней через демонстрацию эстетических объектов и образцов; взаимодействие с партнёрами и социумом, личностно-ориентированное информационное обеспечение участников;
обеспечивается включение участников УБК в практическую эколого-экономическую деятельность, носящую природосообразный характер;
отслеживается уровень развития эколого-экологических компетенций, личностных качеств, овладения знаниями и практическими умениями учащихся.
На данном этом этапе осуществляется реализация программы учебной бизнес-компании, происходит научно-методическое и педагогическое сопровождение её реализации; проводится мониторинг эффективности эколого-экономической подготовки учащихся, осуществляется коррекция используемых методик, обобщаются результаты работы на педагогических советах, научно-методических семинарах и др.
На завершающем этапе в рамках рефлексивного блока осуществляется оценка и анализ эффективности реализуемой модели формирования эколого-экономических компетенций учащихся, корректировка содержания, форм, методов и средств научно-методического и педагогического сопровождения участников образовательного процесса; прогнозирование возможности трансляции опыта работы в других учебных заведениях; подготовка научных публикаций, обобщающих результаты работы.
Модель формирования эколого-экономических компетенций учащихся
Целевой блок |
Цель |
сформировать экологические и экономические компетенции учащихся через создание учебных бизнес-компаний в условиях учреждения дополнительного образования |
Задачи |
систематизировать знания, умения и навыки в области природопользования и охраны окружающей среды; мотивировать на ценностное отношение к природе через развитие экологически целесообразных видов деятельности; сформировать комплекс первоначальных экономических знаний, умений и навыков; развить экономическое мышление; создать педагогические условия для формирования экологических и экономических компетенций |
|
Содержательный блок |
Компоненты |
Организационный: создание условий для внедрения модели формирования эколого-экономических компетенций. Научно-методический: внедрение имеющейся научно-методической базы, передового опыта других учреждений; разработка и апробирование собственного методического продукта. Когнитивный: формирование системы прочных базовых социально-экологических, экономических знаний. Мотивационно-ценностный: формирование и развитие ценностных представлений, убеждений, социально значимых личностных качеств; развитие активного положительного отношения к эколого-экономической деятельности, потребности в ней. Деятельностно-практический компонент: экологические действия и умения природосообразного характера, внедрение экономических умений и навыков. Результативно-оценочный: мониторинг уровня развития эколого-экологических компетенций, личностных качеств, знаний и практических умений учащихся. |
Социально-педагогические условия |
Объективная и субъективная оценка доступности набора форм обучения и воспитания. Личностно-ориентированное информационное обеспечение включения в жизнедеятельность бизнес-компании, рефлексия личного опыта включения. Обеспечение доступности минимального набора основных форм социального воспитания Взаимодействие с социумом, партнёрами |
|
Организация деятельности |
Формы |
|
Конкретная организационная форма: объединение по интересам. Организационные формы работы на занятиях: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная; выставка, конкурс, экскурсия, практикум, мастер-класс, круглый стол и др. |
||
Технологии |
||
1. Репродуктивные: понимание, освоение, овладение. 2. Продуктивные: коллективной творческой деятельности, интерактивного обучения, проектной деятельности, проблемного обучения, модульного обучения, мастерских, дифференцированного обучения. |
||
Методы |
||
1. Методы формирования сознания: беседа, рассказ, пример, диспут. 2. Методы организации деятельности и поведения: упражнение, самостоятельная работа, приучение, общественное мнение, проблемное изложение, демонстрация, иллюстрация, мозговой штурм и др. 3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (в том числе материальное), соревнование, создание ситуации успеха, анализ жизненных ситуаций, игра, экспертной оценки. 4. Методы контроля и оценки деятельности: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, беседы с учащимися, устный контроль, письменный контроль, компьютерный контроль. |
||
Приёмы |
||
Предусматривают: - свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора); - открытость (постановка проблем, решение которых выходит за рамки изучаемого материала); - деятельность (предусматривает применение знаний на практике); - высокую продуктивность (максимальное использование знаний, возможности обучаемых, учитывая их интересы); - обратную связь (контроль процесса обучения с использованием приемов обратной связи). |
||
Средства |
||
1. Программное обеспечение (программа учебной бизнес-компании). 2. Идеальные средства: знания и умения, полученные учащимися ранее на школьных уроках биологии, на занятиях в творческих объединениях по интересам; собственный опыт. 3. Материальные: 3.1. Технические средства: - компьютер с выходом в Интернет; - мультимедиа. 3.2. Проекционный материал, в том числе аудиовизуальный (видеофильмы, слайды, раздаточный материал, электронные презентации). 3.3. Художественные и графические: схемы, фотографии, рисунки, печатные пособия (графики, книги, таблицы, раздаточный материал, инструктивные карты). 3.4. Объемные демонстрационные пособия (образцы сувенирных изделий, коллекции), натуральные объекты, природные материалы. 3.5. Наглядные плоскостные (магнитные доски, иллюстрации настенные). 4. Средства осуществления практической деятельности (передача педагогом своего опыта и эко-культуры учащемуся в процессе обучения): дидактическое проектирование, организация дидактического процесса, дидактический анализ. 5. Информационные ресурсы: - местные СМИ; - сайт учреждения; - социальные сети. 6. Элементы дистанционного обучения посредством использования сети Интернет. |
||
Результативный блок |
Организация деятельности |
Экспериментальное изучение и определение уровня сформированности эколого-экономических компетенций учащихся с учётом критериев и показателей. Результат: личность учащегося, обладающая устойчивыми экономическими и экологическими компетенциями, экологическим мышлением, достаточным уровнем экологического сознания, предприимчивостью и практическими навыками |
Критерии и показатели эффективности сформированности эколого-экономических компетенций
В содержании экологической и экономической компетенции выделяются различные компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный (Л.Е. Пистунова); содержательный, деятельностный, личностный (Л.В. Панфилова); методологический, мотивационно-ценностный, познавательно-информационный, прогностический (А.И. Новик-Качан); эколого-когнитивный, эколого-мотивационный, этически-социальный, профессионально-поведенческий (В.А. Даниленкова); когнитивный, операциональный, потребностно-мотивационный, ценностносмысловой (А.А. Макоедова); научный блок, блок интегративных качеств личности, блок умений (С.Н. Глазачев); мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, предметно-практическая подструктуры (Ф.С. Гайнуллова).
Исходя из принципа психологического единства сознания и деятельности, опираясь на исследования структуры профессиональных компетенций, структуру эколого-экономической компетенции целесообразно представить в виде трёх компонентов (критериев): когнитивно-познавательный, мотивационно-личностный и деятельностно-креативный. При этом под системой критериев мы вслед за А.К. Марковой понимаем идеальную модель, с которой сравнивается реальное явление и устанавливается степень их соответствия. Предлагаемые нами критерии можно отнести к объективным, поскольку с их помощью мы устанавливаем, насколько учащийся соответствует эколого-экономическим императивам.
Характеристикой когнитивно-познавательного критерия является сформированность системы экологических и экономических знаний (естественнонаучных, мировоззренческих, нормативно-правовых, практических), способов мышления, выступающих ориентировочной основой для эколого-экономической деятельности. Система экологических и экономических знаний, входящих в когнитивный компонент, служит основой для понимания целостной картины мира, что способствует объяснению связей и зависимостей в экосистемах, осознанию роли и места человека в системе мироздания; выявления, решения и предупреждения экологических проблем; овладения экологически безопасными приемами и способами жизнедеятельности; формирования ценностных установок по отношению к природе, к собственной экологической деятельности.
Измерителями мотивационно-личностного критерия являются: наличие интереса и потребностей, побуждающих к осуществлению экологической и экономической деятельности, потребности безопасности (благоприятные условия для существования всего живого, сохранения своей жизни и здоровья); познавательные потребности (познание природы с целью гармоничного включения своей деятельности в природные процессы); эстетические потребности (духовное общение с природой, стремление увидеть и осознать красоту окружающего мира, сохранить и защитить ее); мировоззренческие потребности (стремление понять свою роль и предназначение в мире, смысл собственной жизни и в соответствии с этим строить свою деятельность); разумное распоряжение производительными силами общества, достижениями научно-технического прогресса в рамках естественной емкости природных экосистем).
Особое значение имеет мотивационный компонент, который определяет отношение к природе, экологическим проблемам и их решению, что выражается в сознательном либо бессознательном единении человека с природой, в переживании радости от ощущения гармонии природы и страдания от ее ущербности, уничтожения живого. Указанные отношения служат фактором регуляции поведения человека, его активности. Они обнаруживаются в целях, идеалах, установках личности и, окрашиваясь эмоциями, формируют установки личности к деятельности, отбирают средства для ее выполнения.
Деятельностно-креативный критерий в структуре эколого-экономических компетенций предполагает наличие умений анализировать экономические и экологические ситуации и находить возможности повышения их эффективности; способность переносить полученные знания в практическую деятельность; проявление самостоятельности в постановке целей, выбор путей достижения цели.
В результате анализа научных работ, в которых рассматриваются уровни компетенций, и в соответствии с определенными критериями и показателями мы выделили четыре уровня сформированности эколого-экономических компетенций учащихся: репродуктивный, рефлексивный, эвристический, креативный.
В соответствии с критериями учащийся с креативным уровнем сформированности эколого-экономических компетенций имеет осознанные, прочные и системные естественнонаучные знания; владеет экономическими и экологическими понятиями, теориями и концепциями, понимает значение естественнонаучных и экономических знаний для решения профессиональных задач. У учащегося сформирован глубокий и осмысленный интерес к предпринимательской деятельности.
Учащийся с эвристическим уровнем эколого-экономических компетенций имеет достаточные и осознанные знания в области экологии и экономики, способен их воспроизводить, стремится осваивать новые знания, может использовать отдельные понятия и закономерности в профессиональной деятельности. Сформированы мотивы овладения экологическими и экономическими знаниями, умениями и навыками, среди которых доминирует мотив достижения успеха и позитивное отношение к предпринимательской деятельности.
Учащийся с рефлексивным уровнем эколого-экономических компетенций владеет экологическими и экономическими знаниями, знания осознаны, но их уровень недостаточен. Учащийся способен воспроизводить знания и частично понимает сферу их применения. Характерны неустойчивые мотивы к обучению, преобладает формальный интерес к знаниям, неопределённости в будущей профессиональной деятельности.
Для учащегося с репродуктивным уровнем эколого-экономических компетенций характерны поверхностные, неустойчивые и бессистемные экологические и экономические знания. Учащийся слабо владеет экономическими понятиями, безразлично воспринимает новую информацию, способен воспроизводить отдельные знания. Мотивы профессиональной предпринимательской деятельности ситуативные.
Таким образом, через осуществление сравнительного анализа эколого-экономических компетенций учащихся на начальном и конечном этапах учебной деятельности, можно определить эффективность работы по формированию данных компетенций.
Критерии и показатели эффективности сформированности эколого-экономических компетенций
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий, шкала измерений, методика |
Экологические компетенции |
Когнитивно-познавательный Знание: - естественно-научных и нормативно-правовых закономерностей жизнедеятельности человека в окружающей среде; - связи деятельности человека с экологическими рисками для окружающей среды, здоровья, безопасности жизни; - правил экологически безопасной жизнедеятельности Мотивационно-личностный: - ценностные представления, убеждения, побуждающие осуществлять экологическую деятельность; - социально значимые мотивы личностных качеств (любовь к Родине, природе, чувство добра, милосердия, гуманность, бережливость). Деятельностно-креативный: Экологические умения и навыки: - проектировать свою деятельность с точки зрения ее экологической безопасности (ставить цель, прогнозировать последствия, планировать, организовывать, взаимодействовать, оценивать риски для экологической безопасности); - соблюдать нормы и правила поведения в природе с учетом природоохранных требований; - взаимодействовать с природными объектами в естественной среде, в условиях интерьерного содержания, а также в антропогенной среде. |
Тестирование, анкетирование, собеседование Наблюдение, анкетирование, синквейн «Окружающая среда» Тест по выявлению мотивов выбора профессии (Гриншпун С.С., доктор педагогических наук Тестирование на определение уровня развития экологической культуры по С.С.Кашлеву, опрос «Моё отношение к природе», собеседования об экологических и экономических проблемах в мире, важности знаний в области экономики и экологии, устойчивом экологическом развитии и другое |
Экономические компетенции |
Когнитивно-познавательный: - знание экономических терминов и понятий, умение объяснить их смысл; - проявление интереса к экономическим проблемам современности; - умение планировать расходы; - применение знаний для характеристики экономических проблем; - умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экономических проблем; - способность выявления закономерности функционирования рыночных механизмов; - применение экономических знаний для решения стереотипных и нестандартных задач Мотивационно-личностный: - соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома (бережливость); - планирование и регулирование своего поведения в экономических ситуациях (самостоятельность); - расчет объема работы и затрат на её выполнение (рациональность); - качество выполнения порученной работы (трудолюбие); - эффективность выполнения работы и решения проблемных экономических ситуаций (предприимчивость); - потребность в экономической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества и производства; - понимание необходимости формирования экономической компетентности Деятельностно-практический: - умение анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности; - способность переноса знаний в практическую деятельность; - необходимость внешнего руководства в экономической деятельности; - умение расставлять приоритеты для достижения результата в экономической деятельности; - проявление самостоятельности в постановке целей, выбор путей достижения цели; - способность моделирования экономической деятельности. |
Диагностический опрос-анкета «Я – бизнесмен», педагогические наблюдения за образовательным процессом, беседы с учащимися Наблюдение за образовательным процессом, беседы с учащимися и педагогами Наблюдение за образовательным процессом Беседы с учащимися и педагогами Результаты участия в конкурсах эколого-биологического направления, фестивалях, конференциях и др. |